О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ     ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ В 1939 г. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ

дало бы возможность советскому правительству поставить правительства Англии и Франции в неудобное положение».

Английский ответ от 8 мая в несколько видоизмененной форме повторял предыдущее английское предложение. Англия настаивала на том, чтобы СССР одобрил одностороннюю декларацию о помощи Англии и Франции в случае вовлечения их в военные действия при исполнении принятых ими на себя обязательств в отношении Польши и Румынии. Английский проект не предусматривал никакой помощи Советскому Союзу, если бы последний оказался вовлеченным в военные действия при исполнении взятых на себя обязательств по гарантированию государств Восточной Европы. «Известия» в статье «К международному положению» так характеризовали положение, в которое бы попал СССР, если бы он принял английский проект. «Не имея пакта о взаимопомощи ни с Англией и Францией, ни с Польшей, СССР обязывается оказать помощь всем этим трем государствам, не получая от них никакой помощи, причем в случае агрессии, направленной прямо против СССР, последний вынужден обходиться только лишь своими собственными силами».

Новые предложения о заключении тройственного союза и гарантии государствам Центральной и Восточной Европы

Советское правительство внимательно рассмотрело английские предложения и 14 мая дало   им   развернутую   оценку.   В  своем заявлении оно обращало внимание на то, что английские предложения не основаны на принципе взаимности, а там, где нет взаимности, не может быть, естественно, и настоящего сотрудничества. Далее констатировалось, что английские предложения ставят СССР в неравноправное положение, так как не предусматривают обязательства Англии и Франции о гарантировании СССР в случае прямого нападения на него со стороны агрессора. Английское правительство распространяло гарантии восточноевропейских государств, граничащих с СССР, лишь на Польшу и Румынию, ввиду чего северо-западные границы со стороны Финляндии, Эстонии и Латвии оставались неприкрытыми. В советском заявлении подчеркивалось, что эти обстоятельства   «могут   послужить   провоцирующим   моментом   для направления агрессин в сторону Советского Союза». Ясно, что правительство СССР не могло признать предложения Англии подходящей основой для  организации  фронта  сопротивления агрессору. Оно еще раз подчеркнуло, что должен быть заключен эффективный пакт о взаимной помощи против  агрессии между Англией,  Францией  и СССР,  предусматривающий гарантии со стороны трех великих держав для государств Центральной и Восточной Европы, включая Латвию, Эстонию, Финляндию, а  также  заключено  конкретное   соглашение   между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам.

Англичане и французы были поставлены перед выбором: или пакт о взаимопомощи или крах переговоров.

18 мая 1939 г. советский полпред в Лондоне имел беседу с постоянным заместителем министра иностранных дел Англии, в которой заявил, что переговоры достигли такой стадии, когда английскому правительству необходимо пересмотреть свою позицию. Советский представитель дал ясно понять, что СССР имеет в виду необходимость заключения пакта о взаимной помощи между тремя государствами и включение в него гарантий прибалтийским странам, пограничным с СССР. Твердая позиция Советского правительства была одной из главных причин, заставивших английские и французские правящие круги предпринять некоторые шаги к пересмотру своей позиций.

22 мая министр иностранных дол Великобритании представил правительству меморандум об англо-советских переговорах, где излагалась позиция сторон, рассматривался французская план,