О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ     ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ В 1939 г. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ

а также преимущества и отрицательные моменты заключения тройственного пакта для Англии. По мнению Форин-оффиса, пакт о взаимопомощи трех стран — и в этом авторы меморандума видели «главное неудобство» пакта — будет означать, что правительство его величества окончательно откажется от всех надежд добиться урегулирования с Германией. Такем образом, Форин-оффис продолжал считать главной целью внешней политики Англии урегулирование отношений с Германией, а переговорам с Москвой отводилась подчиненная роль — они ни в коем случае не должны были мешать достижению сговора с Германией. К числу негативных последствий заключения пакта авторы меморандума относили и то, что пакт мог бы отрицательно повлиять на англо-японскне отношения.

В меморандуме, между прочим, говорилось: «Желательно заключить какое-либо соглашение с СССР о том, что Советским Союз придет к нам на помощь, если мы будем атакованы с Востока, не только для того, чтобы заставить Германию воевать на два фронта, но также, вероятно, и потому (и это является самым существенным)... что если война начнется, то следует постараться втянуть в нее Советский Союз...»

Английская дипломатия ставила своей задачей втянуть в войну СССР, а самой фактически остаться в стороне, т. Е. спровоцировть советско-германское столкновение. Это была все та же мюнхенская политика, проводившаяся в новых условиях.

Исходя из желания вовлечь СССР в военный конфликт и поняв, что при помощи предложения о гарантиях это сделать не удастся, английское и французское правительства решали продолжить переговоры о заключении тройственного союза. 27 мая 1939 г. английский посол в Москве Сиидс и французский поверенный в делах Пайяр вручили советским представителям новые предложения Англии и Франции.

Предложения эти предусматривали, на каких условиях и в каких случаях СССР должен оказать помощь и поддержу Англии и Франции и какую помощь эти державы должны оказать Советскому Союзу. Они предусматривали помощь Советскому Союзу со стороны Англии и Франции в случае нападения Германии на СССР или в случае оказания Советским Союзом помощи европейской стране, которая бы попросила об этом. Оказание помощи связывалось с Уставом Лиги наций.

 Англо-французский проект соглашения не предусматривал заключения военной конвенции, хотя только военное соглашение могло сделать его действительна полезным для всех его участников. Опыт франко-советского договора о взаимной попомщи 1935 г., не подкрепленного, как известно, по вине французского правительства такой конвенцией, служил лучшим доказательством этого. Вместо заключения военной конвенции англо-французский проект предусматривал «согласование методов»  взаимной помощи и консультации сторон, причем предполагалось, что сначала будут обсуждены «метод и объем такой консультации», а уже потом проводиться консультация по существу. Как показал опыт второй мировой войны, когда многие государства Европы были захвачены Гитлером в течение нескольких недель, предлагаемые многостепенные консультации имели бы весьма малое значение.

Кроме того, англо-французский  проект  обходил вопрос об обязанностях Польши и Румынии в отношении СССР. Он не предусматривал пропуска советских войск через их территории.

Советский проект о взаимной помощи – реальный путь к соглашению