О КНИГЕ
Авторы тома: С.Ю.Выгодский, С.А.Гонионский, И.М.Горохов, И.Н.Земсков, В.А.Зорин, С.П.Киктев, Л.Н.Кутаков, С.М.Майоров, И.И.Минц, И.Д.Остоя-Овсяный, В.И.Попов, В.М.Хвостов

Издательство политической литературы
Москва 1965

Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ     ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ В 1939 г. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ

Асторы, которые, по словам Тротт цу Зольца, имели доступ к Чемберлену в любое время, организовали 8 июня его встречу с премьером. Чомберлен заявил немецкому представителю, что он по-прежнему желает мирного урегулирования с Германией. «Co дня, когда он (Чемберлен. —Авт.) занял пост премьера, он продолжает считать, что единственное решение европейской проблемы возможно лишь по линии Берлин — Лондон», — писал Тротт цу Зольц. Чемберлен дал понять собеседнику, что ои готов продолжить политику Мюнхена и, таким образом, принести в жертву переговоры с СССР.

6 июля 1939 г. личный секретарь Риббентропа Э. Кордт нанес визит Сардженту, помощнику заместителя министра иностранных дел Великобритании. Во время беседы Кордт заявил, что все усилия английского правительства достичь соглашения с Германией при помощи речей или используя другие каналы не будут иметь ни малейшей надежды на успех, пока не будут так или иначе закончены англо-франко-советские переговоры.

Начиная переговоры в Москве, англичане хотели, как уже отмечалось, оказать влияние на Германию. Но Берлин потребовал прекращения переговоров с СССР в качестве условия возможной сделки в будущем, и Англия фактически все больше уступала этому требованию.

30 июня Дирксен сообщал, что в правящих кругах Великобритании растут сомнения в полезности для Англии «политики окружения», т. е. политики коллективной безопасности. 24 июля в донесении, направленном министру иностранных дел Германии, он сообщал, что влиятельные государственные деятели Англии готовы отказаться от идеи коллективной безопасности и одобрить «конструктивный курс» в отношении германии и что они разработали предложения, базирующиеся на политике «умиротворения» и разделе сфер влияния. По мнению английских государственных деятелей, добавлял Дирксен, шаги по реализвции этих планов должны быть сохранены в величайшей тайне.

В середине июля 1939 г. английская дипломатия обратилась к германии с предложением объявить своего рода перемирие в печати обеих стран, т. Е. прекратить взаимные нападки и критику друг друга. Это «перемирие» должно было облегчить переход Англии к политике тесного сотрудничества с Германией и подготовить к нему английское общественное мнение.

В Лондоне разработали конкретную программу соглашения с Германией и довели ее до сведения германских руководителей во время вторичного посещения британской столицы Вольтатом 18-21 июля. Программа, разработанная Вильсоном, была одобрена Чемберленом и сводилась к заключению пакта о ненападении и невмешательстве, который «служил бы до некоторой степени маскировкой для разграничения сфер интересов великих держав». При этом предусматривалось, что Англия освободилась бы от обязанностей в отношении Польши, т. Е. выдала бы Польшу на милость германии, и от «политики окружения», т.е. от политики коллективной безопасности и союза с СССР, и согласилась бы германии предоставить свободу рук на востоке и юго-востоке Европы. Это был проект соглашения о разделе сфер влияния в мировом масштабе за счет ряда стран. Проект соглашения предусматривал привлечение к нему Италии и Франции. Таким образом, восстанавливалсь идея пакта четырех, направленного против Советского Союза. Как писал Дирксен, Англия проводила «параллельную политику»: «одновременно с непрерывно увеличивающимся разочарованием по поводу переговоров с Россией усиливалась тенденция к конструктивной политике в отношении Германии».